15.11.2018Четверг, 13:15

Вы вошли какГость | Группа "Гости"
Логин:
Пароль:
Наш опрос
Задание в дни актировки
Всего ответов: 727
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наши партнеры

...

Яндекс.Погода  

Главная » 2018 » Октябрь » 14 » В приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского просвещения. Выступление министра просвещения
17:16
В приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского просвещения. Выступление министра просвещения

11-12 октября 2018 года Национальная родительская ассоциация при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводит Всероссийский Съезд по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения. Приводим полный текст выступления Министра просвещения РФ, О.Ю.Васильевой.

- Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые дорогие коллеги, было бы очень странно, если бы я по какой-то причине не смогла бы прийти на съезд и не встретиться с вами. Вот так получилось, что я поднималась чуть раньше к себе на 4-й этаж и со мной ехал сотрудник нашего Министерства, который здесь работает с 2013 года. Он ехал сюда и, видимо, вез какие-то материалы. И фраза, которую он мне сказал, для меня стала ключевой перед тем, как начать зачитывать или рассказывать, или общаться. Он сказал: «Знаете, Ольга Юрьевна, таких мероприятий у нас не было. Как здорово, что оно у нас есть». Вот это ключевое - «как здорово, что оно есть» и с 2013 года я такого не помню. Но я думаю, что есть и более старожилы, которые работают более длительный срок. Я действительно не помню, работая даже в иных сферах, чтобы проводился такой масштабный всероссийский съезд, прежде всего родительского сообщества, который был посвящен вопросам семейного воспитания. И главное, что он приурочен, я считаю, что к удивительной дате, а именно 100-летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского.

Вообще, я считаю, что мы счастливые люди, потому что у нас есть наследие Макаренко, у нас есть наследие Сухомлинского, у нас живы те, кого мы называли (и дай Бог им здоровья, счастья и долгих лет жизни), которые работали в 1960-е – 1980-е годы, и мы можем с ними общаться. И вообще, я глубоко убеждена, что нам не хватает только одного, самого главного, Алексей Владимирович в своем докладе об этом в выступлении говорил. Он сказал, про стройные ряды, я тоже за стройные ряды, потому что я считаю, что в команде сделать легче многие вещи, чем одному, хотя и один в поле воин и, как ни странно, аналогов перевода на иностранные языки этой поговорки нет.

Так вот, возвращаясь к Сухомлинскому. Я считаю, что нам нужно сделать одну очень важную вещь, и съезд, на мой взгляд, должен этому помочь. Все усилия, все наработки, которые у нас есть, они должны быть объединены. И то, что существует родительская ассоциация, то, что мы работаем действительно в тесной связи, в дружбе с вами – это очень важно, потому что я категорически против разрозненных ярких пятен на территории всей страны, которые замечательны по-своему, но они должны все-таки вести к трем целям, к трем, как я говорю «К»: кого учим, как учим и для кого учим, с какой целью все. И мы это можем сделать только вместе, чтобы, имея четкую стратегию воспитания, которую в свое время закладывал Василий Александрович, и я считаю, что наследие этого великого человека (мне довелось девчонкой с ним общаться) – оно действительно бесценно, и оно, как никогда, современно.

Я не открою вам секрет, сказав о том, что во всех педагогических университетах, а в Китае они называются «новые университеты», изучается наследие Сухомлинского и Макаренко обязательно. Наряду с гуманистами, о которых мы так же много знаем, которые положили начало гуманистике в педагогике, эти труды изучаются досконально. Я очень благодарна Педагогическому университету (не знаю, знаете вы или нет) во главе с Алексеем Владимировичем Лубковым, который смог вместе с нижегородцами сделать уникальное издание (нижегородцы его делали, я знаю, что Московский государственный педагогический университет участвовал) полное собрание сочинений Макаренко, которого не было до прошлого года без купюр в наследии нашей педагогики. Я не буду говорить огульно, потому что я не подходила к этой теме, но почти уверена, что и наследие Василия Александровича без купюр полностью тоже требует своего появления. И я думаю, что это одна из задач, которую мы должны сделать.

Так вот, возвращаясь к нашим целям. У нас есть главная цель. У есть сейчас Национальный проект образования, и там есть две цели, которые, если вы сейчас посмотрите в ретроспективе, совсем недавно – 35 лет они не поднимались. Это первая цель: глобальная наша конкурентоспособность и вхождение нашей школы в десятку лучших систем, и мы можем это сделать, потому что сегодня, когда я ехала на работу, я читала научную программу медицинского Центра, который находится при Педиатрическом университете Санкт-Петербурга, посвященную проблеме дислексии. И хочу вам сказать, что по проблеме дислексии, уважаемые товарищи родители, последняя фундаментальная работа была написана в 1950 году. На дворе 2018 год, который заканчивается.

Так вот, возвращаясь к целям. Это – конкурентная способность. И второе – воспитание личности на основе нравственных культурных исторических традиций. Это цели Национального проекта. И вот как раз, если посмотреть на то самое название, тематику нашего съезда – это именно семейное воспитание, родительское просвещение. И хорошо, что мы приурочили к этой великой дате. Я хочу привести цитату, а цитат будет несколько, но я считаю, что он настолько хорошо писал, что его цитаты, на мой взгляд, должны нас окружать постоянно. «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно, оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд, стал в нем творцом». Только он так много говорил о творчестве труда. Напомню Конфуция, его знаменитая фраза: «Если ты хочешь не ходить на работу, полюби то, что ты делаешь каждый день». Возвращаясь к Василию Александровичу: «Творца в том, чтобы он наслаждался красотой окружающего мира, создавать красоту для других, в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

И понятно, что, когда мы говорим о нем, говорим о его наследии, то, наверное, я могу точно сказать (и вы со мной согласитесь), что он был, наверное, один из основателей конструкторов диалога между семьей и школой. Его цитата подтверждает мое высказывание, наверное, лучше всего: «Сколь-нибудь успешной воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Понятно, что он гениален был в каждом своем действии, но своим удивительным, очень ясным, сочным понятным языком он смел сформулировать такие правила для школы и жизни, которые, на мой взгляд, без времени, вне времени, они понятны каждому. Еще раз повторяю, все системы, в отличие от многих систем, наши педагогические высшие школы изучают его наследие досконально и правильно делают, потому что его книги, как никогда, актуальны. Конечно, я очень хочу, чтобы, может быть, вместе с вами, Александр Владимирович, может быть, с каким-то из педагогических университетов (а их у нас немало: у нас 153 факультета и отдельно 42 педагогических университета) мы с вами все-таки получили полное без купюр наследие, поработав в архиве, получив на это деньги, гранты. И самое главное, столько, сколько имеет в арсенале наша страна в области педагогики, вряд ли имеет какая-либо другая. Дело за малым: взять, собрать и дать возможность людям осознать.

Опять же, это должна быть четкая вертикаль, как и куда мы бежим, что мы делаем. Вот маленький пример, который меня потряс до основания. Несколько недель назад визг, иск и вой: финны оказались от предметного подхода. Товарищи дорогие, начинаем разбираться: финны не отказывались от предметного подхода, финны сказали о том, что они будут 2 раза в году проводить недельные сессии предметные. И дальше финны рассказывают, что и как они будут делать. Я больше всего на свете, проведя 19 лет в большой Академии, я, как историк, не люблю тех вещей, которые не подкрепляются фактами. И вот педагогика – это та наука, та грань, то явление, в котором каждое слово должно иметь: а) четкое обоснование и ответственность за то, что и как мы говорим. Потому что разговоры просто о том, что финны взяли и отменили – это вот, пожалуйста, дальше разговор, какими семимильными шагами они пошли в будущее, в XXI век.

Все-таки, я возвращусь к тому, с чего начала и с чего начинал Василий Александрович – это диалог семьи и школы. Понятно, и никто не будет возражать нам с вами, что моральная, ценностная основа, безусловно, закладывается в семье, но укрепляется в школе. И поэтому без связи диалога между родителями и школой дальше конструктивно двигаться, конечно, сложно. Это очень полезно для наших детей. Еще раз повторяю, вспоминая цитату Василия Александровича, что без этого диалога невозможно, мы и строим свое взаимодействие друг с другом.

Хочу еще раз вернуться к Указу, который является для нас основным – это «О стратегическом развитии Российской Федерации». И здесь вы помните, что, кроме двух целей, о которых я говорила: наша конкурентоспособность, наше общее образование и воспитание, есть 10 целей, которые легли в основу 10-ти Федеральных проектов. И один проект посвящен родителям, на который буду выделяться очень серьезные суммы Федерального бюджета. И я об этом уже несколько раз говорила. Почему? Потому что без родителей (я еще раз повторяю и могу повторить десятки раз) сам процесс нашего обучения и воспитания не возможен. И дело в том, что это стратегический документ для нас, как Федеральный проект, мы будем работать. Вы знаете, что каждый региональный проект – это составная часть большого Национального проекта. И вот отдельное, любовно выделенное отношение к родителям говорит о том, что и государство со стороны родителей ждет такой же помощи и поддержки, потому что диалог должен быть обоюдный, он должен быть конструктивный, он должен быть добрый.

Наш Съезд проходит в удивительное время: у нас сейчас начало осуществления замечательного проекта «Десятилетие детства», в котором Ассоциация принимала очень большое внимание. И понятно, то детство, как самая лучшая пора человека, без родителей также невозможно. Я думаю, что мы с вашей помощью (я это подчеркиваю), я очень рада, что наши родители объединились в такую большую ассоциацию, что слышат их голос на площадках иных стран, а это очень важно, потому что мифы о России не только не уменьшаются, а они увеличиваются и нагромождаются. И мне очень важно, что вы разговариваете, вы показываете, вы говорите о сегодня и наследии, и будущем нашей педагогики, нашего взаимодействия. И, конечно, я очень надеюсь, что в этом плане «Десятилетие детства» мы будем работать вместе с вами.

Теперь я все-таки вернусь к нашему Федеральному проекту, напомню, как он называется: «Поддержка семей (там есть раздел), имеющих детей». Это, прежде всего, комплексный подход психолого-педагогической помощи, это информационно-просветительская поддержка наших родителей, это создание условий для раннего развития детей, это один из самых важнейших периодов в жизни человека, это реализация программ психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям, которые, прежде всего, получают дошкольное образование в семье. И вот этот комплекс, который мы будем также осуществлять вместе, потому что это огромная задача, огромные средства и, самое главное, это огромная ответственность. Федеральный проект подразумевает еще очень важную вещь. Я сказала, что где-то должно быть в одном месте все то, что мы уже имеем. Подразумевается создание единого большого федерального портала. Это портал будет информационно-просветительский, который будет наполняться информацией для родителей, от родителей и который буде служить основным задачам нашего обучения и воспитания. И мы, конечно, очень надеемся, что все то, что в стране хорошего происходит, а каждую минуту в стране происходит что-то хорошее. Я честно мечтаю, чтобы на сайте Министерства просвещения, кроме этого портала, шла бесконечной бегущей строкой линия о том, что позитивного произошло в каждом регионе, в каждом городе малонаселенном, до 60 тысяч человек, в каждом селе для того, чтобы была позитивная информация, потому что ее очень много. И более того, я много раз говорила, выступая перед родителями, перед нашими уважаемыми педагогами, что РИА «Новости» готово снимать сюжеты до 20 минут, рассказывая о том, что происходит в нашей стране в области, прежде всего, педагогики, воспитания, взаимодействия родителей и школы и какие позитивные для страны, для людей результаты мы получаем.

Конечно, еще раз напомню, что целевая модель будет реализовываться во всех субъектах Российской Федерации. Мы будем заниматься вместе с вами информированием наших уважаемых родителей, желая обхватить самое большое количество людей, заинтересованных в том, что будет с их детьми, с их страной, потому что дети – это будущее нашей страны. И я хочу сказать особое спасибо и особые слова благодарности родителям тому направлению деятельности Ассоциации, которое посвящено детям с ОВЗ, детям-инвалидам и родителям, которые воспитывают приемных детей.

Было очень много сказано в последнее время о том, какая я такая-растакая. Я встречалась с нашими уважаемыми лидерами, которые возглавляют эти движения, мы много говорили, я также надеюсь на их помощь, я надеюсь, что мы сможем сделать тоже несколько сюжетов на телевидении, действительно показывающих позитив, который происходит, и то, что произошло в стране, о тех почти 400 тысячах наших детей, которые получили домашний очаг. Почему я это говорю, потому что здесь я вижу лица, которые служат (а это служение) в разных направлениях нашей с вами общей работы, а именно воспитания нишах детей.

И, возвращаясь еще раз, я приведу только одну очень важную цифру. Мы очень надеемся (к началу проекта, имеется в виду), что к 2024 году мы сможем охватить 20 миллионов наших родителей, сможем с 20 миллионами, а, может, и больше принимать совместное участие в нашей деятельности. Мы очень стараемся, чтобы наши и ваши шаги нашли точки соприкосновения, и мы действительно сможем работать вместе, потому что без этого нельзя.

И в заключение я от всей души, с удовольствием хочу поздравить вас с тем, что мы находимся на таком важном событии. Это действительно событие в нашей жизни. Я с удовольствием посмотрю потом материалы, потому были очень интересные. Я вам честно скажу, уважаемые родители, последние полтора года меня интересуют научные исследования, потому что мы, к сожалению, ослабли. У нас были великолепные труды по педагогике, по физиологии. В силу разных причин – не отсутствие ученых, нет, боже упаси – в силу разных субъективных и объективных причин мы должны к этому вернуться. И мы обязательно вернемся, потому что, вы согласитесь со мной, что решить задачу по вхождению в десятку лучших ведущих систем без возвращения функционального чтения, без возвращения человека читающего, думающего нам будет невозможно. Потому что на сегодняшний день (и коллеги из Питера мена поправили, я очень благодарна, что они меня поправили) по PIRS мы занимаем 1-е место, по PISA, когда выпускаем 10-й класс, 26-е, а не 36-е, как говорили не так давно средства массовой информации.

В заключение я хочу поблагодарить вас еще раз за это замечательное событие и пожелать очень хороших успехов в результате вашего пленарного дня. Спасибо большое.

Категория: Новости | Просмотров: 24 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При копировании материалов с нашего сайта - обязательна активная ссылка на наш сайт