19.06.2018Вторник, 17:21

Вы вошли какГость | Группа "Гости"
Логин:
Пароль:
Наш опрос
Задание в дни актировки
Всего ответов: 576
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наши партнеры
...
Яндекс.Погода  

Главная » 2018 » Май » 15 » Министерство просвещения Российской Федерации
21:14
Министерство просвещения Российской Федерации

Президент России Владимир Путин во вторник, 15 мая, подписал указ о структуре нового правительства.  В Указе, в частности,  сообщается о том, что  Министерство образования и науки  преобразуется в  Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.  Министерство просвещения займется общей образовательной деятельностью, то есть, школами и учреждения среднего специального образования; Министерство науки и высшего образования - деятельностью научных учреждений и  развитием науки в стране в целом и, соответственно, деятельностью университетов и  высших учебных заведений. 

   Впервые Министерство народного просвещения Российской империи, как орган управления образованием учреждено манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года, и представляло из себя сочетание единоначалия с коллегиальностью. Первым министром народного просвещения Российской империи стал граф Петр Васильевич Завадовский. В ведение министерства входили Императорская академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. 

  В январе 1803 г. были утверждены "Правила народного просвещения". В их основе лежала идея общеобразовательной школы. Учебные заведения делились на 4 разряда: приходские училища, уездные, губернские гимназии и университеты. На территории России устанавливались 6 учебных округов, в каждом из которых было несколько губерний под попечительством одного из членов "высшего правления". Каждая из низших ступеней служила подготовительной к следующей до университета включительно. К этому времени уже существовали 3 университета: Московский, Дерптский (Тарту) и Виленский (Вильнюс). Были готовы С-Петербургский, Казанский и Харьковский. 1804 г. был ознаменован выходом "Устава учебных заведений, подведомых университетам". По Указу 5 ноября 1804г. в каждом губернском городе надо было иметь хотя бы одну гимназию, а в уездном - уездное училище и при нем приходские училища. В стране создается весьма стройная система народного образования, состоящая из 4-х ступеней.

 В 1811 г. принято "Общее учреждение министерства", определившее систему отношений его структурных частей между собой и с другими государственными учреждениями. Во главе Министерства стоял министр.   

  Осенью 1817 г. было создано  Министерство Духовных дел и Народного просвещения и состояло из двух департаментов, соответственно по духовным делам и по просвещению.  В 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения. Весь этот период пришелся на правление князя А. Н. Голицына.

  В  мае 1917 года  создается Государственный Комитет по народному образованию, как совещательный орган при Министерстве народного просвещения (пост министра в то время занимал А. А. Мануйлов) и просуществовал 5 месяцев.  В период деятельности Комитета Россия неоднократно переживала политические потрясения.  

  После Октябрьской революции, на II Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был утвержден  Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос). Первым Наркомом просвещения России стал А. В. Луначарский. Первые несколько месяцев сотрудники этого ведомства работали в комнатах 1 этажа Зимнего дворца, а с 1918 г. обосновались в Москве. С самого начала своей деятельности Наркомпрос провозгласил утопический проект немедленного создания всесторонне развитой гармонической личности. Совершенно очевидно, что при всех усилиях ни средств, ни сил измученной России на культурный подъем населения первой в мире Социалистической Республики не хватало. И тем не менее, большинство основных задач в сфере просвещения широких масс населения и коренной перестройки всей системы образования было выполнено. Чего стоят сообщенные Сталиным в 1934 г. на Съезде партии цифры: процент грамотности в стране всего за 3 года (1930-1933) возрос с 67% до 90%, а количество учащихся школ за 7 лет удвоилось, на всей территории страны введено всеобщее обязательное начальное образование. 

   В январе 1918 г. последовал Декрет Совета Народных коммисаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Преподавание религиозных вероучений во всех типах учебных заведений было запрещено. К февралю 1918 г. все учебные заведения России были переданы в ведение Наркомпроса. 

    9 ноября 1917 г. А. В. Луначарский учредил Государственную Комиссию по народному образованию, которую сам и возглавил. Основной задачей Комиссии было добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ. Декларировалось также, что Комиссия не является центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями, а все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления.

    В 1918 г. в "Положении об организации дела народного образования в Российской республике" о Комиссии уже было сказано, что ей поручается общее руководство делом народного образования России, а задачи сформулированы так: выработка общего для РСФСР плана организации народного образования, а также основ школьного устройства. Обязанностью Комиссии являлся периодический созыв Всероссийского Съезда по просвещению.

  В 1920 г. после принятия декрета СНК РСФСР "О мерах по распространению профессионально-технических знаний" (1919 г.). организуется Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр) Целью работы было связать сеть профессиональных школ, курсов и т.д. с хозяйственной деятельностью страны, в которой ощущалась острая необходимость в квалифицированной рабочей силе.  Во главе комитета стоял О. Ю Шмидт. Председателем Коллегии Комитета состоял нарком просвещения. Главпрофобр с первых дней взял курс на "героическое направление" - обучение прежде всего рабочим профессиям по разнарядке ВСНХ с последующим распределением выпускников школ Г

    В год принятия Конституции СССР 1936 г.,а именно - 21 мая 1936 г. постановлением ЦИК образован Всесоюзный комитет по высшей школе при СНК СССР. На Комитет по высшей школе возлагалось руководство всеми вузами страны, независимо от их подведомственности, за исключением военных учебных заведений и тех, которые были в ведении Всесоюзного Комитета по делам искусств.. 

   В 1937-1946 гг., то есть практически все время существования этого органа, Председателем Всесоюзного комитета по высшей школе был Сергей Васильевич Кафтанов, с марта 1946 г. возглавивший Министерство высшего образования СССР. В связи с быстрым индустриальным развитием страны росла потребность в квалифицированных инженерах. Увеличились наборы в вузы и, одновременно, (в 1936 - 1938 гг.) проводилось упорядочение их организации. Вводились единые учебные планы и программы, система штатных преподавателей, ученые степени и звания. В 30-х гг. в вузах и НИИ СССР распространилась аспирантура (защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934). А в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Всесоюзному Комитету досталось очень тяжелое для всей страны время. Во время войны многие вузы были эвакуированы. Важно было не допустить рассредоточения учебных заведений и сохранить их целостность. Героическими усилиями ректоров, преподавателей и студентов даже в эвакуации продолжался учебный процесс и велась научная работа. Однако, в послевоенное время многие из вузов пришлось создавать практически заново. 

  Министерство просвещения РСФСР (1946 - 1989 г.г.)  и  Министерства Высшего образования СССР (1946 -1988 г.г.) Оба министерства ведут свое начало с 1946 г. В 1946 г. система государственного управления страны коренным образом изменилась: на смену наркоматам пришли министерства, а народные комиссары стали именоваться министрами. Всесоюзный комитет по высшей школе превратился в Министерство высшего образования СССР. Его руководителем до 1951 г. оставался С. В. Кафтанов. Управление образованием в стране стало приобретать сложную разветвленную структуру. Появились отдельные органы управления высшим и средним образованием, причем как на союзном, так и на республиканском уровнях. 

Министерство просвещения СССР (1964 - 1988 гг.)-центральный орган государственного управления в области общего среднего образования, дошкольного и внешкольного воспитания, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Действовало в 1966-88 как союзно-республиканское министерство. Основные задачи: разработка и проведение мероприятий по совершенствованию системы школьного образования, определение содержания общего среднего образования, трудовой и допрофессиональной подготовки учащихся школ; развитие педагогической науки; совершенствование учебных планов и программ для средней общеобразовательной школы по основам наук, подготовка и издание на их базе учебников и др.  Министры: 1966-84 - М. А. Прокофьев, 1984-88 - С. Г. Щербаков.

  В марте 1988 создан Государственный комитета СССР по народному образованию. 
Министерство народного образования РСФСР (1988 - 1991 гг.) Государственный комитет СССР по народному образованию (1988 - 1991 гг.) 


Министерство образования РСФСР (1991 -1995 гг.)Стало правопреемником Государственного комитета СССР по народному образованию в части общего и профессионального образования, средних специальных учебных заведений.

  Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (август 1996 - май 1999 гг.) создано при формировании второго правительства В. Черномырдина путем объединения Госкомвуза России и Министерства образования Российской Федерации. 

  Министерство образования Российской Федерации (Минобразование Российской Федерации) (май 1999 г. -  15 мая 2018г)  Являлось федеральным органом исполнительной власти. Министры:

  • Фурсенко, Андрей Александрович (9 марта 2004 — 21 мая 2012)
  • Ливанов, Дмитрий Викторович (21 мая 2012[7] — 19 августа 2016[8])
  • Васильева, Ольга Юрьевна (с 19 августа 2016[9], с 7 мая 2018 года — и.о.)


Как видно из приведенных материалов, российское управление образованием за почти 200-летний период проделало большой и сложный путь. А впереди еще немало задач, успехов и свершений на благо нашего государство и подрастающего поколения .

По материалам

http://kremlin.ru/acts/news/57475

http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/965/

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 504 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При копировании материалов с нашего сайта - обязательна активная ссылка на наш сайт