09.12.2016Пятница, 01:05

Вы вошли какГость | Группа "Гости"
Логин:
Пароль:
С днем победы 9 мая!
...
МО педагогов
Наш опрос
Мероприятия "Родительской школы"
Всего ответов: 115
...
...
...
...
...
...
Наши партнеры
Мультимедиа
...
Яндекс.Погода  

Каталог файлов

Главная » Файлы » Статьи педагогов гимназии

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в развитии дошкольников».
[ · Скачать удаленно () ] 02.10.2016, 12:36

Здоровье – это ДАР, который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения.Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно на данном этапе заложить у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

За три года жизни ребёнок многого достигает и многому учится. Он преодолел изначальную беспомощность, хотя ещё не полностью. Может не только ходить и ползать, умеет прыгать, ходить на цыпочках, спрыгивать с возвышений, подниматься и спускаться по ступенькам, чередуя ноги. Брать и кидать предметы, играть с ними, выстраивать башню из кубиков, кататься на трёхколёсном велосипеде.

Но движения ребёнка ещё не точные и чёткие. Мышцы у детей трёх, четырёх лет развиваются неравномерно. Крупные мышцы развиты лучше, а мелкие отстают в развитии и быстрее утомляются. Хрящевая ткань активно заменяется костной. Но минеральных солей в костях ещё недостаточно, и поэтому кости ещё не прочные. Первые искривления позвоночника происходят именно в этом возрасте из-за неправильной осанки. Сидеть на стуле детям намного сложнее, чем взрослым, потому, что мелкие мышцы, ответственные за координацию и сохранение равновесия у них отстают в развитии от крупных мышц. Если сидение для взрослого человека - отдых, а для ребёнка в 3- 4 года - тяжёлая работа по сохранению равновесия тела и им проще двигаться: бегать и прыгать, что они и делают с удовольствием.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Возраст с 3 до 4 лет - один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, быстро утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.

Отмечаются также внутренняя напряженность, большая чувствительность к потери, вызывающей разочарование, тревогу, раздражение, отчаяние.

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутости), речевым расстройствам (задержке развития речи, отказ от общения, речевого контакта).

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

Ребенок может несколько завышать свои возможности и способности, но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого. Появляются новые успехи, желание стать лидером.

Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Движение - основное проявление жизни ребенка. Ограничение движений или их нарушение сказывается на всех жизненных процессах, на деятельности органов, отрицательно отражается на обменных процессах, а, следовательно, на здоровье детей.
Активные движения, появляющиеся у ребенка в определенной последовательности, это важнейший показатель правильного нервно-психического развития. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но снижает их умственную работоспособность, тормозит их общее развитие.

Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период. Нельзя допустить перехода из II группы здоровья в III.

Данный факт вызвал необходимость введения дополнительных здоровьесберегающих мероприятий в образовательной организации.

Для уменьшения заболеваемость в нашей группе мы реализуем долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста 3-7 лет».

Цель проекта: сохранить и укрепить здоровье детей через использование здоровьесберегающих технологий.

При реализации проекта учитывались следующие принципы:

Принцип сознательности (нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к своему здоровью),

Принцип активности (предполагает высокую степень инициативы и творчества),

Принцип непрерывности (возраста детей),

Принцип чередования (нагрузок и отдыха),

Принцип цикличности (повторяющаяся последовательность оздоровления в процессе воспитания и обучения),

Принцип учет состояния здоровья (группы здоровья)

Работа по проекту ведется в четырех направлениях.

1 Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3.Работа с педагогами;

4.Работа с социумом.

1.Работа с детьми включает в себя три блока:

1 блок – Технология сохранения и стимулирования здоровья (фитбол, игровой час, динамические паузы, оздоровительные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, вибрагимнастика, метод хохочущих фотографий).,,

2 блок – Технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, оздоровительные игры, точечный массаж, веселые старты, праздники, досуги, развлечения).

3 блок – Коррекционные технологии (Арт–терапия, технологии музыкального воздействия, Хромотерапия, артикуляционная гимнастика, Мама – терапия, Сказкотерапия, Коррекционная работа с детьми имеющими нарушение осанки, стопы, зрения) и закаливание.

В третий блок входит:

Закаливание и лечебное оздоровление

Закаливание воздухом: оздоровительные прогулки (ежедневно); кратковременные воздушные ванны перед сном; хождение босиком по траве; хождение босиком по дорожке здоровья.

Закаливание водой: умывание и другие гигиенические процедуры;

полоскание рта и горла после каждого применения пищи и после сна водой комнатной температуры.

Игры с водой: обтирание тела рукавицей. Закаливание солнцемсветовоздушные ванны; солнечные ванны; отдых в тени.

Лечебное оздоровление

Витаминотерапия: применение «аскорбиновой кислоты», отвар шиповника, витаминизация третьего блюда.

Обеспечение здорового ритма жизни (щадящий и гибкий режим)

Определение оптимальной нагрузки на ребёнка с учётом группы здоровья, адаптационного режима, создание комфортного режима).

Итог работы проекта – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка» и установлению благоприятного семейного микроклимата- гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18).

Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Данный проект направлен на установление преемственных связей детского сада и родителей в вопросах здоровьесбережения. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Совместные занятия повлияют на развитие детей, будут способствовать расширению знаний родителей в области физической культуры, повысится ответственность за здоровье детей, мотивация к здоровому образу жизни.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника!

Список литературы:

1.Кулик, Г. И. Школа здорового человека [Текст] / Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. – М. : 2006.

2.Исаева, С. А. Уроки здоровья [Текст] / С. А. Исаева. – Мурманск: 2006.

3.Управление ДОУ № 2-20012г.

4.Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 352 с. - (Высшее профессиональное образование).

5.Лытякова, И. Ю., Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.- [Режим доступа]: электронная база данных медиацентра МБУ ГЦОКО.

 

МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова дошкольное отделение  воспитатели: И.В. Леонова, К.О. Журина

 

 

Категория: Статьи педагогов гимназии | Добавил: admin
Просмотров: 18 | Загрузок: 17
При копировании материалов с нашего сайта - обязательна активная ссылка на наш сайт